Поезд Победы: здесь всё настоящее

3 августа Екатеринбург посетил «Поезд Победы». Это первая в мире иммерсивная выставка, размещенная в составе реального движущегося поезда. На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре. Благодаря световым и звуковым эффектам, воссоздающим воздушные бои и танковые атаки, каждый способен представить картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Мы побывали на этой уникальной выставке, расскажем, как это было.

Фишкой выставки стало аудио-сопровождение: не было обычных экскурсоводов. Каждому посетителю выдали наушники и плеер-аудиогид, который проигрывал нужный фрагмент истории, рассказываемой машинистом – Лидией. Она, последовав примеру отца, решила стать машинистом поезда. В 1941 году состоялся её первый рейс.


Место сбора посетителей на ЖД-вокзале

Каждый вагон поезда-музея – это уникальная история, отрывок из воспоминаний Лидии о драматических событиях военных лет.

Мы зашли в первый вагон. В нём была инсталляция тихой, мирной, довоенной жизни. Лида рассказала о романтике железных дорог: солнечный летний день, плацкарт, люди самых разных возрастов. У каждого свои идеи, планы, цели.

Ростовые фигуры в реальную величину приводят в шок. Эмоции: тоска, тревога, радость – всё написано на их лицах. Женщина кормит грудью ребёнка, моряки спешат домой. Но скоро всё это кончится, ведь мирное время уже отсчитывает последние часы.

Поезд Победы

На выходе из каждого вагона находилось специальное сенсорное устройство. Чтобы включить нужный фрагмент выставки, соответствующий тематике вагона, необходимо было поднести к этому устройству аудио-гид.

Второй вагон «Поезда Победы» был лишён той радости и обыденности, ведь это инсталляция поезда, двигающегося на фронт. Совсем юные мальчишки едут защищать Родину, внимательно слушая инструкцию к заполнению смертного медальона. Горечь, страх, боль, непонимание в глазах пассажиров состава, идущего на войну. 

Утро 22 июня…

В самом начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей.

Подходя ко второй части вагона, мы слышим совсем другую историю. В голосе Лидии чувствуется горечь перемен. Окоп. В этой части остро ощущается контраст между мирным временем и внезапно обрушившейся на страну войной. Здесь лицо солдата застыло в истошном крике. Его глаза наполнены слезами, а руки закрывают уши. В это время Лидия рассказывает о своём брате. В 41-м году он, как и большинство, отправился на войну. По приезде на фронт он написал Лиде: «Живым отсюда меня не ждите». Больше письма от него семья не получала.   

Умираем, не срамя!

Декорации вагона тем временем иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву.

На двери третьего вагона мы увидели предупреждение: «Экспозиция вагона доступна аудитории 12+, поскольку содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности». Это был концлагерь. Его стены бетонные, исцарапанные, чёрные от пороха. Он произвёл на посетителей самое сильное впечатление. Люди в нём были серые, безжизненные, а некоторые и вовсе неживые. Аудио-гид пояснила, что пленных концлагерей перевозили в холодных грузовых вагонах. В них не было полок, отопления. Везло тем, у кого в вагонах были наспех сколоченные нары.

Фигуры, сидящие на полках, действительно, повергли каждого в шок. Полуживые тела с потухшими красными глазами, торчащими костями, одетые в рваную одежду – это нечто.

Помимо этого, в самом начале экспозиции был представлен фрагмент пыток. Избитый, раненный солдат с застывшей слезой в глазах и кровью, разливающейся по всему телу. Рядом с ним на операционном столике лежат и орудия пыток. Над ним, надменно смотря и ухмыляясь, стоит враг.   

Что ждет этих солдат?

Выбраться из концлагеря живым в военное время удавалось очень немногим. Отец рассказчицы Лиды оказался в числе счастливчиков: ему удалось вернуться домой. Но, как она рассказала, выглядел он глубоким стариком, хотя было ему всего 43 года…

Четвёртый вагон – это инсталляция санитарного поезда. Здесь возникает другая трагедия – борьба за спасение человеческих жизней, сильных мужчин, ставших инвалидами, молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны. Лидия рассказывает, что многие из таких поездов выбрасывались, не могли выдержать тяжелой участи жизни инвалида. Со словами «кому я там такой нужен» шли навстречу смерти.

В этой части вагона заботливые медсёстры  разрываются между раненными солдатами. Аудио-гид поясняет, что в военное время на каждую медсестру приходилось по 165 раненых. В груженый рейс практически не спали. Каждое утро – обход врача, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне.

Во второй части четвертого вагона организаторы изобразили науку военного времени. Жизнь была в поездах, научные разработки приходилось тоже производить на месте. В самом начале этой экспозиции мы увидели знаменитую женщину, которая изобрела первый отечественный антибиотик пенициллин, – З.В. Ермольеву. После разработки лекарства, по заверению гида, не было совершено ни одной ампутации: «Мы победили гангрену»!  

Труды военных медиков и микробиологов Н. Н. Бурденко, А. Д. Сперанского, З. В. Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.

Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство.

– Как-то, прогуливаясь по вагону, я заметила тёмного мужчину с чёрной длинной бородой, измазанной мелом. Это был Курчатов. Правда, узнала я его уже после войны. Увидела картинку и поняла, что это был он, – вспоминает Лидия.

Под руководством физиков А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика М. В. Келдыша существенно улучшили лётные характеристики боевых самолетов, за что в 1942 году он был удостоен Сталинской премии. Конструкторскими бюро С. В. Ильюшина, А. В. Яковлева, А. Н. Туполева, С. А. Лавочкина и других были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе. При активном участии ученых удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы и наладить поточное производство боевой техники.

Пройдя в пятый вагон, мы увидели баню. В наушниках заиграла задорная музыка. Нос невольно ощутил этот запах пара, распаренных веников и мыла. На дверях таблички с надписями: «Берегите тепло – закрывайте дверь». На входе сидели 3 пленных немца. Один, склонившись к земле, держался за голову, другие застыли с мрачным лицом. Над ними стоял солдат в дублёнке и шапке-ушанке с автоматом в руках. Лицо его, шея, руки были покрыты веснушками. Так и хотелось его назвать Ванькой, Васькой или Петькой: сразу видно –  наш! Немцев везли в Москву. Это были недавно взятые в плен под Сталинградом. Среди них – генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс.   

День бы еще продержаться…

В вагоне банно-прачечного поезда находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. В тазиках на скамейке – мыло и веники. На стенах забавные картинки, поднимавшие боевой дух солдат.

Идея второй части пятого вагона – блокада Ленинграда. Несомненно, это одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны.  На экспозиции расположен огромный экран, имитирующий широкий выход товарного вагона. Возле него сидит солдат, и стоят две женщины: они машут советским флагом открывающимся просторам. Тем временем гид рассказывает, что мы проезжаем по «Дороге жизни» – единственной транспортной магистрали, связывавшей Ленинград со страной, через Ладожское озеро, благодаря которой в осажденный город доставляли продукты, вывозили раненых, женщин, стариков и детей.

В конце вагона – ящики с кошками. Лидия рассказала, что в военном Ленинграде было так голодно, что съели даже кошек и птиц. Из-за этого развелись крысы, которым тоже нужно было чем-то питаться. Жители Сибири отдавали своих кошек на борьбу с крысами, уничтожающими запасы, в измученный город.

– Конечно, сейчас считается, что это просто байка, легенда, но, когда мы прибыли в Ленинград и выпустили кошек, я действительно слышала удивлённый крик ребёнка: «Мама, смотри, это кошка!», – рассказывает тем временем гид.

На входе в шестой вагон «Поезда Победы» мы увидели парнишку-связиста. Это был штабной вагон. На стенах висели плащи, вдоль  расставлены столы, заваленные картами: здесь решаются важные стратегические вопросы.

Героем этого вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион».

Наш гид Лидия рассказала, что все девушки в поезде восхищались Рокоссовским, он был храбрый, отважный, а ещё красив собою. Многие даже держали при себе его портрет.

Во второй части этого вагона художники-декораторы воссоздали атмосферу бронепоезда. Они ярко проявили себя в военные годы. В этой тематической зоне мы увидели подбитый немецкий бронепоезд, а также стали свидетелями воздушного боя: на крыше зияла огромная дыра, в неё был вмонтирован экран, на котором появились кадры захватывающего сражения.

На стенах этой части вагона прикреплены боевые снаряды, вдоль подбитых стен сидят измученные солдаты. Один протягивает другому флягу с водой, когда тот задумчиво глядит в стену.

Машинистка Лида говорит, что враг боялся наших бронепоездов, даже снаряды, не прицелившись, скидывали и улетали прочь. Когда рядом попадали, когда только задевали… 

В бронепоезде

В последнем вагоне организаторы воплотили идею поезда Победы, возвращения домой. 1418 дней войны позади.

В начале вагона справа сидит мужчина в элегантном костюме с портфелем и аккуратным чемоданчиком, читает «Правду», на первой полосе которой напечатана крупная фотография Сталина. Он о чем-то задумался. Вероятно, музыкант. Слева компания солдат с цветами, разглядывающая портрет А. Гитлера в профиле, пробитого двумя пулями. В середине поезда большинство пассажиров делают общее фото. Один солдат увлечённо пишет карандашом портрет молодой девушки, сидящий напротив, другой – разглядывает свой орден «За отвагу», насквозь пробитый пулей подлого врага. В конце поезда в окно задумчиво глядит пара. В их лицах ясно читается страх: враг побеждён, но теперь им предстоит восстановление разрушенной, разорённой страны, ведь здесь будут жить они, а позже их дети, внуки, правнуки. Такие молодые, не жалевшие себя, не желавшие отдавать свою молодость на растерзание врагу. Смогли. Отстояли. До конца!

В следующий вагон, завершающий экскурсию, все мы – посетители – вышли со слезами на глазах. Кто-то даже присел на свободное место и тихо задумался. Люди военного поколения – настоящие герои. Они не ждали наград или славы. Они просто хотели жить.

Горечь воспоминаний в дороге домой

«Поезд – это метафора жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живем, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей, – даром жизни», – пишут на официальном сайте поездпобеды.рф организаторы передвижной выставки. Она пройдёт по всей России, чтобы каждый желающий смог погрузиться и прочувствовать эту радость, страх, боль, горечь и сладость долгожданной Победы!

Что нас дальше ждет?

Выставка в Екатеринбурге продлилась 3 дня, после чего поезд отправился в следующий город.

Подробный алгоритм записи на экскурсию описан на сайте поездпобеды.рф. Для тех, кто не успел попасть на выставку, на сайте есть фотографии и описание каждого вагона, исторические факты, а также виртуальный тур, видео в котором можно вращать на 360 градусов, чтобы посмотреть все экспозиции.    

Анжела Тарасова.