И жизнь, и слезы, и любовь

Многие в Белоярском районе хорошо помнят Эмму Михайловну под фамилией Голдырева – на протяжении 25 лет она жила в одном ритме со всеми белоярскими селами и деревнями, была автором и долгое время редактором газеты «Знамя».

Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя…

И мы тоже выбираем – как умеем.

Ни к кому претензий не имеем.

Каждый выбирает для себя!

(Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ)

«Каждый выбирает по себе»… Эти строки – почему-то первое, что пришло мне на ум, когда я раздумывала, с чего бы начать этот материал. Многие ли из нас могут честно сказать, что занимается любимым делом, что работа приносит радость, что не стыдно оглянуться назад? Эмма Михайловна Головырских  – пожалуй, одна из таких счастливчиков. Она всегда достигала отличных результатов во всем, за что бы ни бралась. Может как раз потому, что выбирала и прокладывала свой путь сама?

 

«Все мы родом из детства»

Многие в Белоярском районе хорошо помнят Эмму Михайловну под фамилией Голдырева – на протяжении 25 лет она жила в одном ритме со всеми белоярскими селами и деревнями, была автором и долгое время редактором газеты «Знамя». Не зря ее имя занимает почетное место в книге, приуроченной к 330-летию п. Белоярского и 80-летию района, в числе заслуженных людей она вовсе не случайно!

А родилась Э. М. Головырских в с. Камышево за 2 года до Великой Отечественной войны. Одно из самых ярких ее детских воспоминаний – это Сталинград. Мало кто знает, что знаменитая героическая битва началась с уничтожения маленького приволжского поселка Спартановка. В восстановлении этого стертого с лица земли населенного пункта принял участие отец Эммы Михайловны, которого командировали туда строить школу. Михаил Вавилович позже стал первым директором той самой десятилетки. Вскоре, в 1945-м, в Спартановку перебралась и вся семья. Для Эммы Михайловны Головырских это до сих пор дорогие сердцу места.

Эхо войны настигало и тех, кто был слишком мал, чтоб защищать Родину на фронте – вся округа после бомбежек была буквально нашпигована неразорвавшимися бомбами и снарядами, из-за которых, случалось, гибли и дети, с которыми вместе бегала и играла маленькая Эмма. Довелось ей воочию видеть и немцев – пленные восстанавливали неподалеку тракторный завод… Все это навсегда осталось в ее памяти, а однажды пригодилось во взрослой жизни – помогло разоблачить женщину, выдававшую себя за ветерана Великой Отечественной войны и выступавшую перед школьниками с рассказами о боях как раз в тех местах. Ложь выявилась случайно: во время интервью «участница войны» уж больно старательно уходила от наводящих вопросов Эммы Михайловны, что вызвало подозрения. Журналистское чутье и память детства не подвели – как выяснилось, та женщина пыталась присвоить славу своей умершей сестры, действительно воевавшей там, где выросла Э.М. Головырских. Результатом журналистского расследования стала статья в «Знамёнке», из-за которой горе-героиня вынуждена была впоследствии уехать из Белоярского района.

 

«Ученье – свет, а неученье – культпросвет»

Так Э. М. Головырских любит пошутить, вспоминая времена своей работы культурном поприще. Учиться профессии, правда, сразу по окончании школы ей не довелось – хотела сначала помочь своим маме и папе. Многодетной семье жилось нелегко, ведь учителя в то время зарабатывали совсем немного.

Стезя, которую выбрала для себя Эмма Михайловна, была не самой легкой, но все, чему она тогда научилась, тоже не раз пригождалось в дальнейшем. Сначала была затейником в клубе д. Златогорова, затем заведующей Большебрусянской библиотекой. Потом поступила в Свердловское культпросветучилище, освоила игру на баяне и на фортепиано. Первая ее профессия называлась «руководитель хорового самодеятельного коллектива». Как специалист возглавила Бруснятский ДК – под ее руководством в селе были созданы хор доярок и самодеятельный театр. Параллельно вела уроки пения в местной школе. Грамот и поощрений за то время накопилось много. Есть и высокая награда за труд – звание «Заслуженный работник культуры РФ», но это уже с учетом достижений на ниве журналистики.

 

«Я не поэт»

Родители Эммы Михайловны были отличниками народного просвещения, поэтому способность ясно излагать свои мысли на бумаге у нее, можно сказать, врожденная. Легко управляться со словами всегда помогали и книги, коих прочитано было великое множество. Неудивительно, что судьба привела работника культуры в редакцию районной газеты. Было это в 1965 году и растянулось на четверть века.

Карьеру Э.М. Головырских сумела построить и здесь: сначала была корректором, затем доросла до ответственной должности заведующей отделом писем, позже получила должность замредактора, а последние 9 лет – была редактором районной многотиражки (второе образование получила заочно, окончив Высшую партийную школу при ЦК КПСС). «Знамя» в то время держали высоко – газета выходила 3 раза в неделю. Читал ее и писал в редакцию весь район. Учили-пестовали и собственных внештатных корреспондентов. Автором при желании мог стать каждый житель района, представитель любой профессии — а это тоже дорогого стоит!

Одним из достижений Эммы Михайловны в бытность ее руководителем печатного издания был рост тиража до 17 тысяч экземпляров. Оценить, какого это стоило труда, могут, пожалуй, только журналисты. Для читателя работа по подготовке очередного выпуска газеты – всегда тайна. А если учесть, что в то время о компьютерах и Интернете слыхом не слыхивали! Печатали на машинках, макеты клеили вручную, в типографию ходили пешком.

Неистощимыми на выдумку было руководство «Знамёнки» и сотрудники редакции. Не гнушались перенимать передовой опыт у соседей-коллег. Стремились внедрить что-то новое, лучшее. Все на алтарь читательской любви! И люди платили сторицей, охотно покупали и выписывали «районку», звонили, слали письма, приходили в редакцию поговорить. Не задержались и многочисленные награды – в частности, коллектив и сама Э.М. Головырских трижды были удостоены медалей ВДНХ СССР. Довелось ей встретиться и с многими сильными мира сего – например, у Б.Н. Ельцина редактор белоярской газеты выпросила машину для редакции…

«Знамя» было по-настоящему народной газетой, при этом достаточно независимой – хлесткая критика нередко адресовалась и районным властям. Чего стоит одна только рубрика «Обвиняется бюрократия». Жесткая позиция чуть не стала причиной для снятия Эммы Михайловны с должности редактора – даже вынесли вопрос на голосование на бюро райкома партии, но народ не допустил несправедливости.

Кресло руководителя Э.М. Головырских оставила сама – решила, что хватит, что достигнуто многое, и настала пора, спустя 25 лет, поменять сферу деятельности. Перешла на работу в зареченское Управление социальной защиты населения. А когда и там пришла пора отставки – активно включилась в работу городской ветеранской общественной организации. Вот тут ей пригодилось то, что она сама называет «рифмоплетство»: мало кто из зареченских ветеранов не получил от Эммы Михайловны «именные» стихи по торжественному случаю или без повода. А еще уникальные сценарии и незабываемые юбилейные торжества! Одна из самых значимых для нее наград – областной Почетный знак «За заслуги в ветеранском движении». Сделано, правда, немало.

Журналистику Э.М. Головырских не забыла – не получилось. Благодаря труду Э.М. Головырских увидели свет книги «Помнит гвардия седая», «Правда судеб» и «Не стареют душой ветераны». На протяжении 9 лет выходили материалы за ее подписью в газете «Зареченская ярмарка», а последние 2 года – в муниципальной газете «Пятница» (сейчас – «Любимый город»). И сегодня Э.М. Головырских еще в строю!

Мы поздравляем Эмму Михайловну с Днем российской печати. Желаем ей крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов!

Оксана КУЧИНСКАЯ.