Как воспитать инженера

Роботов конструировать очень интересно и познавательно

Дети в селе Кочнево с некоторых пор не часто просят родителей покупать им радиоуправляемые хитроумные игрушки. А всё потому, что они уже сами могут заставить вертолет взлететь, машинку ездить, а робота шагать благодаря областной программе «Уральская инженерная школа», которая реализуется в Кочневской школе №16 вот уже три года.

Средний Урал со времен Петра I был гигантским индустриальным центром. С тех пор мало что изменилось: в Свердловской области, оказывается, сейчас производится 45% промышленной продукции в РФ. Вот только работать в отрасли скоро будет некому. Не модно стало среди молодежи трудиться заводах, все захотели работать в офисах. Поэтому сейчас средний возраст квалифицированного инженерно-технического персонала выше 53 лет. Несколько лет назад власти региона взялись переломить ситуацию, разработали целую программу, а проект «Уральская инженерная школа», призванный развивать интерес к профессиям инженеров, строителей, энергетиков и других технических специальностей с младых ногтей, стал в ней ключевым. Для его реализации подключили садики, школы, вузы и даже промышленные предприятия по всему региону. В Белоярском районе в амбициозный проект включены помимо Кочневской школы №16 также АО АПК «Белореченский» и детский сад «Малышок».

– Три года назад Управление образования нам предложило участвовать в реализации проекта «Уральская инженерная школа», и мы не отказались, потому что уже и так работали в этом направлении. К тому моменту мы купили цифровые лаборатории для кабинета физики и первые комплекты humo-роботов, – говорит директор Кочневской школы Людмила Кожевникова.

В рамках областного проекта в школе работа ведется по нескольким направлениям. И главное из них – это кружковые объединения. Один из самых интересных кружков – «Первые шаги в робототехнику», который посещают дети начальной школы. Несколько изобретений ребят представили на августовской конференции педагогов в этом году. Радиоуправляемые машинки, сконструированные детьми, вызвали настоящий восторг у взрослых. Все участники конференции были очень удивлены возможностями и конструкторскими талантами школьников.

В этом году открылось еще одно интересное клубное объединение «Мегабайтик», на котором ребята глубже познакомятся с миром компьютерных технологий, и, наверняка, сами научатся писать программное обеспечение для своих роботов, игрушек и компьютеров. Для учеников основной и средней школы работают Клуб юных физиков и Клуб юных химиков, кружки «Занимательная математика», «За страницами учебника…» и «Наглядная геометрия». Ребята, занятые на кружках, разрабатывают собственные исследования, сами ставят опыты, пытаются делать выводы. Кроме того, в школе работает мультимедиа-студия «Панорама», на которой школьники сами пишут сценарии, снимают сюжеты, монтируют ролики.

Педагоги говорят, что, посещая кружки, ребята учатся работать в коллективе, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. А почувствовав вкус к совершению собственных открытий, они вступят в мир большой науки, и смогут стать настоящими учеными.

Еще один большой блок работы – знакомство с работой предприятий области. В рамках проекта ребята познакомились с работой АО АПК «Белореченский». Учителя говорят, что во время экскурсии по агрокомбинату учеников удивляло обилие современных наукоемких технологий в животноводческой и растениеводческой отраслях. Они не представляли, на каком высоком уровне сейчас находится сельское хозяйство. Интересно, что на фестивале стран ЮНЕСКО «Вокруг света без секретов», устроенного в прошлом году Кочневской школой, ученики сами провели экскурсию по агрокомбинату, показали и рассказали обо всем самом интересном и .

В планах у школы в рамках программы «Единая промышленная карта» познакомить ребят также с работой заводов Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Ирбита.

Но самым мощным толчком для творчества и полёта мысли были экскурсии в Ньютон-парк, Ночь в Технопарке, где школьники смогли поучаствовать в техноквесте, напечатать детали на 3D-принтере, узнать возможности роутера, сконструировать собственное радио.

В работе над проектом «Уральская инженерная школа» в Кочневской школе задействована добрая половина коллектива. Учителя признаются, что им и самим интересно работать в этом формате с детьми. Приятно наблюдать за успехами учеников и поражать их возможностями коллег. А успехи уже есть! На олимпиаде проекта «Инфоурок» по математике и физике на региональном уровне дети заняли 1 и 3 места, на проекте «Интолимп» – 2 и 3 места. В международном блиц-турнире по физике «Законы, по которым мы все живем» ученица 10 класса заняла 3 место. В конкурсе исследовательских работ школьников по физике в УрФУ ребята завоевали 2 место.

Наработками и опытом, полученными в рамках «Уральской инженерной школы» педагоги стараются делиться друг с другом. Так, в этом году учитель начальных классов Виктория Меркотун провела открытый урок по робототехнике в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель сельской школы» и заняла на нем 1 место. Учителя также участвуют в научно-практических конференциях «Инженерное образование: от школы к производству и в методических семинарах.

В Кочневской школе говорят, что интерес у учеников к технике, конструированию, информатике, точным наукам определенно вырос. Так что одна из главных целей проекта «Уральская инженерная школа» уже достигнута.

Е. УСОЛЬЦЕВА.