Жители Белоярского района жалуются на резкий запах от Свердловской птицефабрики

Внесение птичьего помета на поле прекращено и скоро будет запахано. В ближайшие 2-3 года поле будет «отдыхать» от этих удобрений, уверяет руководство птицефабрики «Свердловской».

С наступлением весны жители села Бруснятского и поселка Белоярского начали жаловаться на резкий неприятный запах, идущий с полей, на которые ОАО «Птицефабрика «Свердловская» вывозит птичий помет.

Мы побывали на поле, на которое вывозят помет. Долго искать не пришлось. Дорогу подсказал нос. Поле оказалось небольшим, расположенным примерно посередине между Баженово и Бруснятским. «Органическое удобрение», как выражаются представители птицефабрики, лежало не кучами, а равномерно распределено по поверхности между снежными сугробами, видимо снег с полей предварительно сгребли.

Когда приехали в Бруснятское, запаха не чувствовалось:

– Сейчас не пахнет, ветра-то почти нет. Но у нас преимущественно западные ветры дуют, как раз в нашу сторону, поэтому вонь у нас весной и летом часто стоит. Но неприятный запах – это еще полбеды. Летом у нас появляются тучи большущих черных мух. До птицефабрики у нас такого не случалось, хотя мы всю жизнь рядом с фермой живем, у каждой семьи в селе своя скотина была, – рассказала нам жительница Бруснятского Галина Брусницына. Другие селяне тоже жаловались на огромное количество мух.

Мы спросили Асбестовское отделение Управления Роспотребнадзора по Свердловвской области, могут мухи, заполоняющие летом все окрестности Бруснятского, быть признаком неправильной утилизации куриного помета. Но ответа на вопрос так и не получили.

– Запах не представляет опасности для здоровья человека, – уверяет генеральный директор ОАО «Птицефабрика «Свердловская» Александр Рогалев. – При внесении удобрений отмечается появление запаха, который исчезает при завершении этой процедуры. Мониторинг содержания вредных веществ в атмосферном воздухе санитарно-защитной зоны проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. На арендуемых птицефабрикой полях в Белоярском ГО все мероприятия по вывозке удобрений завершены и при первой же возможности органика будет запахана в почву.

Тем не менее, в курином помете содержится мочевая кислота, а значит и аммиак. Именно он частично отвечает за пресловутый неприятный запах. Заметим, что при высоких концентрациях пары аммиака вызывают поражение дыхательных путей, раздражают глаза, вызывают сильный приступообразный кашель, затрудненное дыхание. Так что не так уж и безопасен помет.

– В последующие 2-3 года внесение удобрений на данной посевной площади не планируется, – заверил гендиректор птицефабрики. Хотя некоторые из бруснятцев утверждали, что птицефабрика уже около 3 лет подряд вывозит помет примерно в одно и то же место. Подтвердить или опровергнуть это может только анализ почвы.

Заметим, что избыточное внесение может привести к накоплению нитратов или отравлению почвы, точно также, как бывает при бездумном внесении минеральных удобрений. В некоторых штатах США, например, запретили применение свежего, непеработанного птичьего помета в качестве удобрения.

Проверкой содержания вредных веществ в воздухе и в почве на полях, занятых птичьим пометом, займется Асбестовское отделение Управления Роспотреднадзора в Свердловской области совместно с Белоярской межрайонной прокуратурой. Инициатором мероприятия выступила Администрации Белоярского ГО.

Заметим, что жалобы от граждан на неприятный запах со стороны птицефабрики поступают давно и регулярно. И не только от жителей Белоярского ГО.

Проверки в ОАО «Птицефабрика «Свердловская» проводятся постоянно. В 2015 году, например, по жалобам белоярцев была организована проверка, приезжали представители Роспотребнадзора, на белоярских полях отбирали пробы воздуха, воды и почвы, но нарушений не обнаружили. В ноябре 2016 года Свердловской природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Асбестовского ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проводилась проверка. Птицефабрике «Свердловской» вынесено предостережение.

Но сколько бы жалоб ни писали граждане, воз, а точнее, запах отходов птицефабрики, и ныне там.

Е. УСОЛЬЦЕВА.