Есть в нашем районе представители старшего поколения, которые своим оптимизмом и жизнелюбием просто не могут не вызывать восхищения. «Годы за плечами – не повод для печали», — уверена Валентина Константиновна Корюкалова, коренная жительница поселка Белоярского.
Старинный дом
Валентина Константиновна живет в доме себе под стать. Это старинная уральская усадьба с достаточно просторным домом, широким двором, вымощенным огромными камнями, и хозпостройками вдоль двора. По словам хозяйки, дом построен еще до революции, в 1915 году, семьёй мужа.
— До революции семья Корюкаловых держала постоялый двор. Здесь останавливались обозы из Богдановича, Камышлова. На лошадях ведь тогда ездили. Времени дорога много занимала. Вот и заезжали сюда. Двор большой был. Ночевали гости прямо в этом доме. Им самовар поставят, и они весь вечер пьют чай. Далёко же ехать. Свои домашние тоже тут на полатях спали, — рассказывает Валентина Константиновна.
Вырастила мама
В этом году ей исполнился 91 год! И она не сдается возрасту. Сохраняет отличную осанку, заряд бодрости и оптимизма. Как и у большинства людей старшего поколения, у Валентины Константиновны позади большой и трудный жизненный путь.
Ее детство и юность пришлись на тяжелое военное и послевоенное время. Семья жила в деревне Крутихе, которая сейчас стала частью поселка Белоярского. Они ютились в небольшом доме на три окна по улице Ерзовке, сейчас это улица Свердлова.
Крутиха была обыкновенной деревней, каких много. Школа на 4 класса, мельница, колхоз, магазин да изба-читальня, где собирались всей деревней на праздники или сходы.
— Отец умер, когда мне было восемь месяцев. Тогда шла коллективизация. Он за лошадьми приглядывал. Зимой на водопой стадо погнал, и сам ледяной воды выпил. Через неделю его не стало. Воспаление легких. Мы у матери трое остались: брату 5 лет, сестре 3 года и мне 8 месяцев. Она одна нас вырастила, всю жизнь в колхозе работала. И очень рано ушла – в 60 лет, — вздыхает Валентина Константиновна.
«Хлеб был лакомством»
Когда началась война, Валентине было 9 лет. Это время она вспоминает почти без горечи.
— Не сказать, чтобы мы сильно голодали. В колхозе на нас троих маме выдавали то ли 12, то ли 18 килограммов муки. Это была помощь сиротам, раз отец помер, работая в колхозе. Лето как начнется, росли на ягодах и грибах. Вместе с другими ребятишками бегали на речку купаться и ловить рыбу и раков. Лучше всего клёв был около мельницы, где вода летом была тёплая-тёплая и не глубоко, — говорит Валентина Константиновна.
Как и всем школьникам того времени, ей пришлось рано начать трудиться, помогать колхозу. Их класс ставили на переборку картофеля, прополку полей, сбор урожая.
— В школе нас обязательно раз в день кормили горячей кашей или похлебкой. А летом, когда на полях трудились, нам тоже привозили горячий обед. В лесу, где сейчас санаторий «Кристалл», еще до войны построили пионерлагерь. Там летом отдыхали дети из Свердловска. Мы утром ягоды в лесу собирали, к ограде этого лагеря подбегали и обменивали их на хлеб. Для нас это было лакомство. Так и жили, — рассказывает пожилая женщина.
Валентина Константиновна вспоминает, что во время войны в их школу перевезли Белоярскую среднюю школу №1, дети со всего райцентра в их деревню бегали на занятия пешком. В здании самой первой школы в то время был развернут эвакогоспиталь. А крутишинские дети 1- 4 классов ходили на уроки, проходившие в частном доме.
— Мы учились на дому у тетки Ульяны. Нас было человек десять. Сидели за большим длинным столом. Анна Михайловна Бабенкова нас учила. Занимались по букварю и задачнику по арифметике. Писали на грифельных досках. Помню, для родителей мы успевали концерты ставить. Они радёхоньки приходили. Были у нас и уроки физкультуры. У кого-то видела, сохранилась фотография, мы в черных штанишках, в кофточках. Кто руки кверху, кто в стороны — делали какие-то упражнения, — улыбается Валентина Корюкалова.
Жили тогда почти без денег. Заработная плата членам колхозов не начислялась. Работали за трудодни. Чтобы что-то купить, приходилось продавать молоко.
— Женщины договаривались, кто-то ехал в Свердловск и вёз на продажу собранное со всех молоко. Бывало и мама ездила, у нас тоже была корова. В больших бидонах на лошади довозили до станции Баженово утром. А вечером встречали. Вот за счет этого и держались. Мыло на эти деньги покупали, одежду, иногда даже конфеты, — рассказывает долгожительница.
У семьи был свой огород, где садили в основном картошку. Картофель в те годы для всех крестьян стал заменой хлебу.
30 лет в сельском хозяйстве
Школу Валентина оканчивала уже после войны. С пятого по седьмой классы ходила в Белоярскую первую школу. Восьмой класс был тогда платным. Родственники помогли, оплатили полгода обучения. Но на вторую половину года денег и не собрали. Вот так начиналась взрослая жизнь.
Валентина устроилась в Крутишинский тубсанаторий для детей, в котором лежали ребята со всего района. А потом ей предложили пойти учиться на агронома: в колхозе собирались увеличить производство овощей.
Но после получения диплома Режевской агрономической школы места в колхозе не нашлось, и молодой специалист уехала по направлению в Каменский район.
— Проработала я там полгода. Сюда в гости приехала. Меня высмотрели, и вечером приехали ко мне свататься. Так я вышла замуж за Анатолия Ивановича Корюкалова, он был столяром в райпотребкооперации, — рассказывает Валентина Константиновна.
В колхозе тогда места агронома не нашлось. Зато была вакансия техника-осеменатора. Валентина Корюкалова окончила курсы и 30 лет работала в этой должности. Стала старшим инструктором по искусственному осеменению животных. Проверяла, как ведется работа по искусственному осеменению в других хозяйствах. Дважды была участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Получила множество Благодарностей и Почетных грамот за работу.
На пенсии дома не сиделось
После выхода на пенсию Валентине Константиновне дома не сиделось. Однажды ее попросили организовать при Бутаковском клубе вокальный коллектив. Так родился хор «Калинушка». Они с концертными номерами объехали весь район. Выступали на праздниках, поздравляли ветеранов войны, ухаживали за памятником солдатам, павшим в годы войны, участвовали во многих мероприятиях Белоярского РДК и даже помогали совхозу «Баженовский» собирать урожай.
У Валентины Константиновны есть целый альбом, посвященный «Калинушке», которая выступала больше 10 лет.
— В основной состав входили 12 женщин. Мы ездили по району с выступлениями. Это была прекрасная отдушина для нас всех. Столько впечатлений! Женщины от души благодарили, что я взялась и организовала хор, — рассказывает Валентина Константиновна.
Жизненное упорство и стойкий характер всегда помогали ей справляться с трудностями. А их было немало. «Сейчас я хорошо живу!» — говорит пожилая женщина. И лицо ее светлеет, расправляются лучики морщинок у глаз. На губах появляется улыбка.
Близкие берегут Валентину Константиновну. Сегодня рядом с ней живет ее сын, помогает по хозяйству, заботится о ней. Внуки тоже не забывают свою бабушку, приезжают, общаются, окружают вниманием.
Мы желаем Валентине Константиновне здоровья, счастья, оптимизма и ещё долгих лет жизни!
Е. Усольцева.