Спасать людей – ежедневная работа медиков «скорой помощи». Но когда на кону человеческая жизнь, именно водитель неотложки мчится с бешеной скоростью по дорогам, подчас нарушая все правила, чтобы как можно быстрее доставить пациента в больницу и увеличить шанс на спасение.
НЕ ПРОСТО ВОДИТЕЛИ
Некоторые считают, что водитель «скорой помощи» —это обычный водитель, везёт, куда скажут. Это далеко не так. От водителей скорых зависит многое. Во что бы то ни стало они должны успеть довезти пациента до больницы, при этом гнать по бездорожью так, чтобы сохранить машину, не попасть в ДТП, и снова ехать на следующий вызов. Водителям «скорых» Белоярской ЦРБ приходилось даже первую помощь оказывать. Ведь чем быстрее это сделаешь, тем скорее довезёшь до больницы, и больше шансов на успешное выздоровление. Вспоминается сразу фильм «Дела сердечные», где Анатолий Папанов, игравший водителя «скорой», сам качал сердце больному наравне с врачом.
– Специфика работы водителя «скорой помощи» требует значительной моральной выдержки и физической выносливости, нужно быть аккуратным, ответственным и дисциплинированным, – рассказывает о профессии Александр Шиц, заведующий гаражом Белоярской центральной районной больницы. Он работает в больнице уже почти 20 лет, из них 13 лет сам был водителем «скорой».
Под его началом в подразделении работают 37 сотрудников, при этом свободны две вакансии, а скоро будет три — одного водителя на днях заберут в армию. Александр Шиц говорит, что текучка кадров довольно большая: зарплаты невысокие и работа далеко непростая. Хотя есть и стажисты. Например, Сергей Абакумов трудится водителем «скорой» уже 30 лет. Диспетчер Светлана Бородулина около 10 лет работает. Прием вызовов, распределение транспорта, заполнение и проверка путевых листов – всё это на ней.
— Когда спецсигналы включаешь, тут надо молниеносную реакцию иметь, голова на 180 градусов крутится. И спидометр смотреть, и на впереди идущую машину, и назад. А при поступлении вызова водитель сразу должен в голове прокрутить наикратчайший путь, чтобы быстрее доехать. По нормативам машина должна за 20 минут доехать, но, учитывая наши расстояния и состояние дорог, мы немного не укладываемся, говорит Александр Шиц.
— А как адреса узнаете?
— Белоярку я и все наши бригады знают, а по другим территориям –интернет в помощь. Или у прохожих спрашиваем. С садами и коттеджными поселками тяжеловато. Их много и шлагбаумы. Особенно в Косулино трудно. Приезжаем на вызов и стоим, ждем перед шлагбаумом, пока там найдут телефон, пока разрешат, пока еще что-нибудь.
В практике Александра Шица всякое бывало. Бездорожье и не уступающие дорогу водители среди них – это практически обычное дело.
— В Шипелово случай был зимой. Там дорогу переметало. Застрял. Пришлось пожарных вызывать. Они на «Урале» приехали, фельдшеров моих свозили на вызов, пока я откапывался. В другой раз снова доехать туда невозможно было. Там железнодорожная станция рядом. Больного посадили на проходящую электричку или поезд, а я уже его в Баженово на станции встретил. У нас много всяких ситуаций, но мы выходим из положения, чтобы оказать помощь людям. Всегда.
— А приходилось защищать медиков на вызовах?
— Бывало и не раз. В Белоярке вызов был. Фельдшеры ушли. А потом одна в слезах прибегает. Пьяный там был. Я туда разбираться. Я всегда помогал медикам.
ГРАФИК НАПРЯЖЕННЫЙ: МЫ ПОСТОЯННО В ПУТИ
На сегодняшний день в Белоярском районе трудится 5 бригад «скорой помощи». На каждую выделена машина и дополнительные на подмену.
Смена у водителей белоярской «скорой помощи» длится по 12 часов. Больше нельзя по инструкции. У бригад нередко напряженный график, отдохнуть не получается: постоянно в пути. В течение дня одна машина может намотать по трассе километров 300, а в пандемию коронавируса – до 600. В месяц пробеги бывают от 7 до 15 тысяч.
— Машина «скорой» не отдыхает. Время выбираем только, чтобы перед сменой проверить масло, охлаждающую жидкость. И только при необходимости снимаем с линии. Техосмотр делаем. Есть у нас очень ответственные водители. Владимир Витальевич Махаев и Сергей Николаевич Абакумов. Им можно памятник при жизни ставить. Они и в свободное время придут, капот посмотрят, всё проверят. Не все так делают. Вот таких бы побольше людей. Я, когда на «скорой» сам работал, тоже за машиной следил. И на дальние расстояния не боялся ездить. Нужно было пациентов возить. И в Курган возил, и в Сургут, и в Карпинск, и Южноуральск. И что касалось машины, я уверенно садился и ехал, потому что я знал – машина меня не подведёт, — говорит Александр Шиц.
В парке БЦРБ насчитывается 28 единиц техники. Это не только машины «скорой помощи», это легковые автомобили «Лада Ларгус», «Лада Гранта» и «УАЗ- Патриот», есть грузовик, передвижной фельдшерско-акушерский пункт и мобильный флюорограф. Все это «рабочие лошадки», ни одна без дела не стоит. Ежедневно автомобили по вызовам развозят участковых врачей, доставляют в пищеблоки и прачечные больницы все необходимое, – рассказывает заведующий гаражом.
— Парк машин у нас более-менее обновленный. Последнее время каждый год технику выделяют. Вот на днях новую «скорую» получили по областной программе. И это правильно, потому что наши машины очень быстро выходят из строя при таком темпе эксплуатации. Например, одну «скорую» мы получили в декабре прошлого года, и за 10 месяцев она проехала уже 70 тысяч километров. Часть машин у нас закреплены при амбулаториях: в Косулино, Верхнем Дуброво, Больших Брусянах, Бруснятском, Камышево, Кочнево, Хромцово. Территория у нас большая, поэтому распределили технику по времени доезда и по километражу, — рассказывает заведующий гаражом.
Но несмотря на то, что техника регулярно обновляется, гараж у больницы 80-х годов постройки и требует постоянного ремонта. Заявка на капремонт подана и находится на рассмотрении. Будем надеяться –средства выделят.
И напоследок совет от водителя «скорой»: «Как себя вести, когда видите «скорую»? Не надо делать лишних телодвижений. Водитель знает, что делать и как вас объехать. Если есть место — подвиньтесь, если деваться некуда, он выйдет на встречку и всех объедет. Главное, чтобы водители видели и слышали «скорую».
Е. Усольцева.