Куда положить соломку: в банк или пенсионный фонд?

Эксперт  Уральского государственного  экономического университета доктор экономических наук,  доцент  кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ Татьяна  Одинокова провела сравнительный анализ принятой недавно программы долгосрочных сбережений  и прежней системы  государственной накопительной пенсии.
д.э.н. Татьяна Одинакова, доцент УрГЭУ

«Хочется отметить, что новый пенсионный продукт не является первым и уникальным. Ранее государство уже реализовало Программу софинансирования пенсий. Стать ее участником можно было до конца 2014 года, а взносы на формирование пенсионных накоплений перечислялись в течении десяти лет. Таблица наглядно демонстрирует сходства и различия пенсионных программ.

Критерий Программа долгосрочных сбережений граждан 2024 Программа софинансирования пенсий 2008
Форма участия граждан в Программе добровольная добровольная
Срок участия Определяется самим участником Программы минимум 15 лет
Срок, в течении которого участник должен вступить в программу с 2024 по 2026 гг. с 2009 по 2014 гг.
Срок, в течении которого участник должен внести первый взнос с 2024 по 2026 гг. с 2009 по 31.01.2015 года
Период государственного софинансирования взносов участников в течение 3 лет в течениие 10 лет
Возможность участников по своему желанию выйти из Программы или возобновить уплату взносов в любой момент по своему желанию можно прекращать либо возобновлять уплату добровольных взносов в любой момент по своему желанию можно прекращать либо возобновлять уплату добровольных взносов
Минимальный размер государственного софинансирования собственных взносов участников в год 2000 рублей 2000 рублей
Максимальный размер государственного софинансирования собственных взносов участников До 36 000 рублей в год До 12 000 рублей в год
Определение размера государственного участия дифференцированно на основании информации налогового органа о среднемесячных доходах физического лица 1000:1000 для всех ее участников, за исключением граждан, достигших пенсионного возраста и принявших решение об отсрочке получения пенсионного обеспечения, по которым соотношение софинансирования определялось как 1000:4000 (взносы : софинансирование)
Возможность получения социального налогового вычета по НДФЛ имеется в установленных налоговым кодексом пределах имеется в установленных налоговым кодексом пределах
Возможность получения участником ранее уплаченных сумм добровольных взносов при принятии решения о досрочном прекращении отношений отсутствует отсутствует
Получение участниками прав на периодические выплаты через 15 лет или при достижении возраста 60 лет для мужчин или 55 лет для женщин при достижении возраста 60 лет для мужчин или 55 лет для женщин и принятии ими решения о получении пенсионной выплаты
Срок выплат пожизненные или срочные, при этом срок должен составлять не менее десяти лет пожизненные или срочные, при этом срок должен составлять не менее десяти лет
Гарантирование с момента вступления в Программу на суммы фактических взносов и софинансирования, но не более 2,8 млн. рублей. с 2014 года на всю сумму пенсионных накоплений, сформированных на лицевых счетах участников в финансовом институте системы обязательного пенсионного страхования ( НПФ или Управляющей компании), но не более 1,4 млн. рублей
Возможность наследования сформированные в Программе сбережения наследуются в полном объеме за вычетом выплаченных средств (за исключением случая, когда ее участнику назначена пожизненная пенсия).
Сравнение Программы долгосрочных сбережений граждан и Программы софинансирования пенсий демонстрирует, что последняя легла в основу анонсируемого нового финансового продукта и является продолжением государственной политики по стимулированию развития индивидуального негосударственного пенсионного обеспечения. Только что принятая Программа долгосрочных сбережений имеет как плюсы, так и минусы. 

– К неоспоримым плюсам можно отнести юридическое оформление договорных отношений, следовательно, нарушение прав и интересов его участников можно оспорить в судебном порядке.

– Сохраняется относительно небольшой размер ежегодного взноса. Это делает возможным участие в программе граждан с низкими доходами. Участник программы может воспользоваться правом досрочного расторжения договора и забрать всю сумму сбережений. – К плюсам можно отнести добровольное участие и самостоятельное определение размера добровольных взносах, исходя из жизненных приоритетов и финансовых возможностей.

– Защита сбережений государством повышается.

– Новый закон повышает мобильность сбережений: можно перевести денежные средства из одного НПФ в другой. Сформировать долгосрочные сбережения в нескольких негосударственных пенсионных фондах.

– Дифференцированный подход в политике стимулирования взносов участников исходя из ежемесячных доходов населения, это повышает социальное равенство.

Фактически, данная программа ориентирована на молодёжь и граждан среднего возраста, которые должны быть уверены в своем ближайшем будущем и платежеспособности, возможности осуществлять добровольные взносы в течение достаточно продолжительного времени.

Как указано в законопроекте, долгосрочные сбережения будут формироваться гражданином самостоятельно за счет собственных взносов, а также за счет средств ранее сформированных пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, государство хочет подойти к какому-то логическому завершению в вопросе накопительной пенсии, формируемой в системе обязательного пенсионного страхования и переложить ответственность на гражданина и работодателя, при этом не определяя ни мотивацию, ни социальную ответственность последних.

Также отметим, что участник Программы формирования долгосрочных сбережений не ограничен в количестве заключаемых договоров.

Можно сравнить данный финансовый инструмент с популярным у населения банковским депозитом. Вот, только насколько будет интересно населению отнести деньги в Программу, а не в коммерческий банк?

Развитие долгосрочных финансовых продуктов, в том числе с участием государства, – это правильное и нужное для нашей страны решение, но механизм воплощения в жизнь требует более основательного подхода с учетом интересов всех участников финансового рынка».

Пресс-служба УрГЭУ.