10 ноября Россия встречает День полиции. Праздник мы отмечаем в этот день не случайно. 10 ноября 1917 года, ровно сто лет назад, был принят декрет «О рабочей милиции», положивший начало правоохранительной системе Советской России и Российской Федерации.
Вместо профессионалов – дилетанты
1917 год был странным и стремительным годом. Не успела закончиться Февральская революция, едва Николай II подписал отречение от престола, как Временное правительство издало постановление от 6 марта о ликвидации Отдельного корпуса жандармов, а 10 марта — постановление о роспуске Департамента полиции. Действительно, зачем стране органы правопорядка?
В результате такого «всероссийского похода против городовых», как сказал один историк, весь полицейский аппарат был полностью разбит, а на смену им пришла народная милиция – детище Временного правительства, состоявшая в основном из политических и общественных деятелей. На уровне села или одной улицы в городе дилетанты из народной милиции еще могли навести порядок, но они не могли ловить преступников.
Совсем «весело» стало, когда власти поняли, что в дни Февральской революции из тюрем были освобождены не только политические заключенные царского режима, но и масса уголовников, назвавшихся политзаключенными.
Временное правительство для исправления ситуации хотело включить в состав милиции лучших офицеров и солдат, прежде всего — георгиевских кавалеров. Но этот план так и не реализовали. Случилась Октябрьская революция, которая низвергла Временное правительство и привела к власти большевиков. И уже через три дня после революции новые власти издали постановление «О рабочей милиции».
Опасная и трудная служба
«Отцом-основателем» советской милиции стал первый народный комиссар внутренних дел Алексей Рыков — старый большевик с дореволюционным стажем, освобожденный из ссылки после Февральской революции, который и подписал это постановление.
Но советские руководители видели милицию вначале так же, как и Временное правительство, – добровольным рабочим формированием, этакой массовой самодеятельной организацией без четкой структуры и обязанностей. Это объяснялось тем, что большевики хотели построить государство-коммуну, при котором порядок должны охранять «сами вооружённые рабочие и крестьяне, сам вооружённый народ на основе добровольной, временной и безвозмездной службы».
Но эта идея в реальном мире не работала. Милиция в таком виде по-прежнему не могла полноценно бороться с преступностью. Лишь полгода спустя – 10 мая 1918 года – было принято распоряжение о формировании милиции как штатной организации. С этого началось постепенное усовершенствование милиции, длившееся несколько лет, причем в условиях Гражданской войны.
В первые три года советской милиции шло не только ее становление, но и наиболее трудная и кровопролитная борьба с преступностью. Бандиты в те времена ничего не стеснялись, они были хорошо вооружены, их было много (некоторые банды включали несколько сотен человек), знали, что новым милиционерам, которые ещё вчера были мирными крестьянами или рабочими, не хватает опыта и навыков. О масштабах разгула преступности можно судить по тому факту, что однажды в Москве бандиты напали даже на машину самого Ленина.
Милиционерам в те годы нередко приходилось работать сутками без отдыха, выходных дней не существовало, жили на голодном пайке. Почти ежедневно проводились где-нибудь облавы, обыски и аресты. Не обходилось и без вооруженных схваток с бандитами, в результате чего были раненые и убитые с обеих сторон.
Милиция в Белоярском районе
На Среднем Урале полноценную милицию создали только во второй половине 1919 года, до этого регион в течение года находился во власти белогвардейцев. Осенью 1919 года в сводке председателя Екатеринбургской губернской ЧК сообщалось, что милиция создана во всех городах и уездах Среднего Урал. Правда, новым милиционерам не хватало обмундирования и оружия. В некоторых волостях на всех милиционеров была одна шашка, и одна винтовка.
Документов и сведений о том, какой была в самом начале Белоярская милиция, почти не осталось. По сведениям книги «История милиции Белоярского района», в Белоярской волости в начале 1918 года начальником милиции назначен левый эсер Н.Т. Аверкиев, работавший позднее в колхозе «Яровой колос». Когда через несколько месяцев Урал захватили белые, Н.Т. Аверкиев по-прежнему остался начальником милиции. Конечно же, после того как белогвардейцев прогнали, Аверкиева арестовали, но исполком Белоярского волостного совета заступился за него, и в 1920 году его выпустили.
Одним из первых и заслуженных белоярских милиционеров был Георгий Хаустов, пришедший на службу в милицию после Гражданской войны. Около 30 лет он работал в ОВД, из них более 20 лет оперуполномоченным милиции по Белоярскому району, считался старшим милиционером. Много сделал по раскрытию и предотвращению преступлений. Участковыми уполномоченными вместе с ним трудились Возников, Кочнев, Токманцев, Иванова, Клещев, Чернышев, Махаев, Любимов, Саленков.
В 1937 году был образован Белоярский район и одновременно создан отдел милиции Белоярского района, начальником которого был назначен некий Булатов.
В первые годы работы милиция располагалась в деревянном здании за зданием Райисполкома в Белоярском. В 1940 году ОВД перевели в большой бревенчатый пятистенник, в котором ранее была школа рабоче-крестьянской молодежи. Интересно, что до революции в этом же здании находилась жандармерия. С переселением милиции улицу, на которой она расположилась, стали называть Милицейской (прежнее название – Новая). В 1968 году белоярская милиция переехала в нынешнее кирпичное здание, построенное на той же улице.
***
Со времен описываемых событий прошло много лет, но в День полиции, нельзя не напомнить, о том, как нелегко приходилось людям, стоявшим у истоков рожденной революцией милиции, сталкивавшихся с множеством проблем — финансовыми, кадровыми, организационными. И самое главное, они, несмотря ни на что, сумели значительно снизить беспощадный разгул преступности. В современной российской полиции и сейчас служат смелые и достойные люди. Остается пожелать служителям правопорядка с честью выполнять свои обязанности и обходиться без потерь.
Е. КОЛЬЦОВА, по информации сайта 26МВД.рф, и книги «История милиции Белоярского района».