Традиционно в России в последнее воскресенье июня отмечается день медицинского работника. Медики ежедневно проделывают сложнейшую работу, но ради результата этой работы – улыбок и благодарности пациентов, они готовы на любые трудности. Каждый из нас хоть раз в детстве играл в больницу, бережно прослушивая игрушечным стетоскопом мягкие игрушки, и задумывался, а как же это – быть доктором по-настоящему? Вот и нам в преддверии праздника стало интересно, и мы решили заглянуть за дверь медицинского кабинета и посмотреть на обычный день рядового сотрудника Белоярской ЦРБ — Фатхулиной Е.Р.
Елена Раульевна является заведующей педиатрическим отделением и по совместительству детским неврологом и врачом-неонатологом. Её рабочий график с 8:00 до 16:00, но врач делится, что работа порой настигает раньше, чем она успевает дойти до своего отделения, так же и конец рабочего дня наступает только тогда, когда приняты все острые пациенты и среагированно на все экстренные случаи. День заведующей педиатрией начинается и заканчивается с планерки. Утром обход тяжелых пациентов, поступивших прошлым днем, вечером – всех, находящихся на лечении. Основная деятельность бывает разной, в основном прием маленьких пациентов в стационар и назначение лечения, много бумажной работы, но порой приходится заменять кого-нибудь и в больнице или помогать в роддоме. Самые тяжелые дни выпадают на понедельник и пятницу. В первый рабочий день недели родители приводят заболевших за выходные детей, а в последний уже врачи стараются не оставлять ни кого тяжело больного дома. Елена Раульевна уже семь лет работает в таком графике и легко справляется с отделением, которое на сегодняшний день насчитывает десять палат. Три дня в неделю врач принимает пациентов в основном здании больницы в качестве детского невролога. Она делится, что порой за два часа рабочего времени, может принять до тридцати пациентов. Елена Раульевна разрешила нам поприсутствовать в своем кабинете, и понаблюдать за тем, как проходит работа детского невролога:
Приём: строго по талонам!
Приём пациентов начинается в 10:00, но к этому времени в коридоре перед кабинетом уже накапливается очередь из ожидающих мамочек, кто с младенцами, кто с детьми постарше. На двери красуется листок, на котором синим маркером крупно написано «ПРИЕМ: СТРОГО ПО ТАЛОНАМ!». Елена Раульевна рассказывает, что до введения системы талонов за место в очереди была настоящая драка, но и сейчас, несмотря на то, что ситуация стала значительно спокойнее, иногда случаются задержки приема и люди начинают ругаться. Внутри кабинета очень светло и просторно, на белоснежных шкафах и тумбах стоит много растений, а на полках папки с бумагами и документами перемежаются плюшевыми игрушками и пеленками. Благодаря этому всему создается очень уютная атмосфера, не похожая на ту, что царит в кабинетах у врачей для взрослых.
Первым делом в кабинет к Елене Раульевне заходит другой медицинский работник и сообщает о том, что кто-то из пациентов срочно просится лечь в педиатрию. Потом в дверях появляется первый пациент – это девочка-подросток, она проходит медосмотр, что бы устроиться на летнюю подработку. Звучат всем знакомые указания врача-невролога: «Встаньте, ноги вместе, руки вперед, дотроньтесь до носа… Все хорошо, следующий!». Основная масса пациентов детского невролога проходит медосмотр, на приеме было много детей, которые в сентябре впервые пойдут в школу, кто-то проходил плановый осмотр с младенцами, кто-то собирался поступать в детский сад.
Детский врач – почти психолог
В кабинет заходит замученная мама и ведет за руку девочку лет трех, которая сильно плачет и вертится, родительница констатирует: «ходим с ней по больнице с 8 утра, стали уже совсем капризными». В такие моменты Елена Раульевна не теряется, в ней словно что-то переключается и она пробует сделать так, что бы плановый осмотр превратился для ребенка в игру. «А кто это тут пришел? Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» – весь контакт происходит исключительно с маленьким пациентом, это помогает ребенку сосредоточиться и успокоиться. После стандартной процедуры девочка продолжает реветь и тянет женщину за руку к выходу, но, кажется, и на этот случай у Елены Раульевны есть какой-то рычаг переключения. На этот раз включается совершенное спокойствие, и врач невозмутимо заканчивает разговор с мамой пациентки.
Всё это время за дверьми кабинета слышен шум очереди: разговоры взрослых, лепет и плачь детей, шум больницы. Я ко всему прислушиваюсь, но Елена Раульевна полностью сосредоточена только на сидящем перед ней ребёнке.
Следующий пациент тихонечко присаживается на стул перед доктором и опускает глаза в пол. И снова Елена Раульевна меняется под стать мальчишке, её голос становится располагающе-добрым и тихим. Напоследок мама мальчика озабоченно замечает: «Еще он у нас такой стеснительный…», – врач успокаивает ее, что это не страшно.
В процессе общения с детьми многие слова приобретают уменьшительно-ласкательную форму и в устах детского невролога «таблетки» превращаются в «таблеточки», «массаж» в «массажик», а «витамины» в «витаминки».
В дверь стучат, и в кабинет входит еще одна мама с сыном. Она разговаривает немного с претензией, в ее поведение читается усталость. Елена Раульевна остается доброжелательной и старается выслушать женщину очень внимательно – это помогает и уже через несколько минут общение меняет свой тон. Оказывается, что у мальчика нарушение речи, доктор ласково просит: «Скажи трактор, скажи рыба». За время, проведенное в кабинете, я услышала эти слова в самых разнообразных интерпретациях. После приема маленький пациент выходит из кабинета расстроенный: «Врач меня не послушала!». Дверь закрывается, врач с медсестрой обмениваются улыбками.
Особое место в работе врача занимают звуки. Медицинский кабинет – это громкие щелчки печати, шорох бумаги и приятный чиркающий звук ручки.
Когда на прием пришла взрослая девочка, у которой уже неделю болит голова, Елена Раульевна снова поменялась. Теперь ее голос стал озадаченным и серьезным. После долгого разговора с пациенткой выяснилось, что девочка недавно падала, но не сказала об этом даже маме. Врач выписала для нее направления в другие кабинеты, дала свои рекомендации и попросила обязательно прийти к ней, если состоянии станет хуже. Было видно, что врач будет и дальше думать о состоянии пациентки и переживать о ее дальнейшем самочувствии.
К малышам и их мамам особый подход
На столе у Елены Раульевны среди кипы стандартной канцелярии выделяется одна деталь – баночка с антисептиком для рук. Когда на прием приходят мамы с новорожденными она непременно капает на руки средство и растирает их, прежде чем начать осмотр ребенка. Новорожденных осматривают на специальном детском столе, во время процедуры врач лопочет с малышами, сюсюкается и прикасается к деткам очень бережно. Зачастую мамочки в это время делятся с доктором совсем немедицинскими вещами из жизни малышей и находят поддержку в ответах Елены Раульевны. С детьми постарше голос врача становиться ласково-заигрывающим, а неврологический молоточек превращается в привлекающую внимание, блестящую игрушку.
Пациенты сменяют друг друга, и прием проходит очень легко, время летит незаметно, посмотрев на часы, я с удивлением обнаруживаю, что прошел уже целый час.
С малышами тоже существует своя стандартная процедура – постучать неврологическим молоточком, согнуть ручки в локтях. Но не каждый ребёнок без слез соглашается на эти манипуляции. Елена Раульевна не ругается, наоборот, пытается уговорить малыша и заинтересовать всем происходящим. Работая с настолько маленькими пациентами, доктор становится особенно внимательной и задет мамам много вопросов, уточняет детали и дает рекомендации.
Елена Раульевна рассказала, что относиться к своим пациентам-детям с теплом и по-настоящему любит всех без исключения, не зависимо от возраста, национальности, состояния здоровья и социального статуса. К родителям своих пациентов Елена Раульевна тоже всегда старается найти подход, даже когда они не идут на контакт и с самого начала настроены негативно. Как медицинский работник она считает своим долгом в любой ситуации сохранять тактичность и спокойствие, стремиться помочь и успеть везде и всегда, даже когда дела разрывают её на части.
Елизавета ШЕВЕЛИНА.