Православные кирпичные храмы в Белоярском районе когда-то стояли или стоят до сих пор чуть ли не в трети населенных пунктов. Они возвышаются над нами каменными громадинами, удивляя красотой и храня множество тайн.
Почти все наши храмы по форме немного напоминают корабли – с высокой мачтой-колокольней, парусами-куполами. Сразу на ум приходят сравнение с Ноевым ковчегом. Церковь очень любит символы, даже форма храма имеет смысл. Вот и возвышаются «корабельные» храмы над людским житейским морем обыденности, обещая приобщить нас к духовному миру.
В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году, мы нашли даты основания большей части наших храмов. Оказалось, что почти все нынешние каменные здания храмов построены в течение XIX века. Нужно отметить, что храмы наши ничуть не уступают по красоте и шику городским, помести их в центр столицы Урала – не стыдно будет.
Вы никогда не задумывались, как нашим предкам крестьянам удавалось строить такие дорогущие сооружения? Большая часть населения тогда трудилась на горных заводах, на которых они получали гроши. Остальные на приисках и рудниках, но думается, что доходы их тоже были невелики, особенно если учесть, что семьи тогда были очень большими. Сборы на строительство велись достаточно долго, но и этого времени мало, чтобы собрать всю необходимую сумму. Даже в наше время, чтобы отремонтировать или восстановить храм, мы часто не можем сами собрать необходимые средства десятилетиями. Думаете, тогда было по-другому? Поэтому, хоть и пишут некоторые источники, что храмы строили на деньги прихожан, наверняка, были спонсоры, которыми выступали зажиточные купцы, ремесленники или само государство.
— Строительство велось только в теплые месяцы года. Крестьяне зарабатывали деньги непосредственной реализацией продукции со своего хозяйства на ярмарках, из которых и жертвовалось на строительство храма. Известны имена помещиков, которые жертвовали немалые суммы, помогая приходу. Зачастую строительство храма занимало 30-50 лет, – рассказал нам настоятель Белоярского храма иерей Александр Горлов.
Но из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» мы узнали, что храмы в нашем районе строили достаточно быстро: Камышевский храм заложен в 1821 году, освящен – в 1831, храм в Логиново строили в 1805-1815 годы, в Больших Брусянах храм заложен в 1808, освящен в 1819. В Некрасово храм начали строить в 1855 году, в 1858 освятили теплый придельный храм, в 1865 построили главный холодный и т.д. Какие-то 10 лет, а то и меньше – и храм готов. А если учитывать, что строили только в теплые месяцы, получится еще быстрее.
Каждый наш храм уникален. Есть, конечно, общие черты, но всё же двух в точности похожих друг на друга вы не найдете. Типовых проектов тогда не делали, хотя это здорово бы удешевило процесс. Некоторые храмы у нас выделяются по сложности и красоте. Например, в Бруснятском. Храмовые стены там украшены большим количеством узоров из кирпича. По-моему, это просто шедевр зодчества. Заметьте, это обычный сельский храм. Не столичный, не городской, а просто сельский! Хотя сейчас так не делают, даже в столицах.
Если спросить архитекторов, они скажут, что старые храмы – очень сложные сооружения, которые требуют тщательно разработанного плана для каждого слоя кирпичей. Особенно трудно было соорудить купола церквей, которые часто тоже выкладывали из кирпичей. Из-за этого стены в храмах приходилось делать очень толстыми – до 2 метров. Это очень удорожало строительство и уменьшало вместимость храма. Но строить почему-то так продолжали.
Архитекторы должны были иметь, наверное, 4-мерное мышление, чтобы всё это продумать. Ведь чуть ошибешься – колокольня развалится, многотонный каменный купол обрушится на головы людей. Теперь, когда все за нас делают компьютеры, сложно представить, как им удавалось проводить такие сложные расчеты. И строить действительно на века. Многие наши храмы требуют ремонта, некоторые без крыши стоят десятки лет, но, тем не менее, они разрушаются гораздо медленнее, чем наши современные здания. А мы еще считаем наших предков темными, примитивными людьми.
Нам не удалось найти имени ни одного архитектора. Хотя в истории некоторых белоярских храмов упоминаются, например, имена строителей церковной ограды, или кто из крестьян особенно старался помогать в строительстве, а также имена священнослужителей, благословлявших начало возведения церквей и освещавших их. С художниками та же беда, что и с зодчими. Имен их история не сохранила, хотя храмовая роспись – одна их самых сложных, дорогостоящих и тяжелых работ. Отец Александр объясняет это тем, что наши архивы не раз горели, а потом и советская власть рьяно уничтожала все исторические документы, касающиеся церквей.
Еще одна странность. Почему-то храмы, построенные до середины XIX века в Белоярском районе, делали холодными, т.е. не отапливаемыми. И только во второй половине XIX столетия в них либо строили печки, как в Камышево, или теплые приделы, как в Кочнево и Белоярском, или холодный храм соединяли с теплым аркой, как в Большебрусянском. Исследователь храмовой архитектуры Александр Ракитин говорит, что вначале на Руси все каменные храмы строили холодными, с XV-XVII веков делали или теплые приделы или отдельные теплые храмы. Но к XIX веку уже научились делать систему отопления огромных помещений. Отказались от холодных. Сооружали котельные или в храме, или рядом с ним. Но для меня так и осталось не понятно, почему у нас так долго тянули с этим.
Наши храмы – как сколки какой-то неведомой цивилизации, наподобие Атлантиды. Слишком в них много тайн и загадок. Нам удалось разглядеть только малую часть. Может вам повезет больше?
Е. КОЛЬЦОВА.