Как Урал с Наполеоном бился

Урал, как только стал частью России, всегда был её опорным краем. Победа в Отечественной войне 1812 года тоже ковалась на наших заводах, уральский солдат проливал кровь под Бородино и Парижем.

Как мы знаем, в конце июня 1812 года в Россию вторглась небывало огромная армия – свыше 600 тысяч войск, собранных Наполеоном со всей Европы. Эта армия более чем в три раза превосходила численность русских войск у западных границ страны. Поэтому императору Александру I пришлось даже выпустить Манифест о создании народного ополчения.

Пермская губерния, к которой мы тогда относились, находилась глубоко в тылу, поэтому ополчения здесь не организовывалось, но были приняты меры к созданию так называемых «запасных войсковых частей». Набор вёлся и в белоярских деревнях и селах, сообщается в книге «Крестьянский сарафан малахитницы». Для обороны страны находили самых лучших – «ростом в два аршина и три вершка, а летами не моложе 18 и не старее 37». Об этом мы узнали из уникального сборника документов Свердловского областного государственного архива «Урал в Отечественной войне 1812 года», выпущенного в 1945 году.

 

Победа ковалась уральским оружием

В этой же книге есть документы о том, как работал Урал в те годы для фронта, какие виды вооружения и боеприпасов поставляли армии. Тогда на нашей земле действовали 146 заводов. Уральские пушки и снаряды с Екатеринбургских и Гороблагодатских казенных заводов, на которых работали также белоярцы, поставлялись на фронт. Немалый вклад внесли и частные заводы, отливавшие все виды артиллерийских снарядов, применявшиеся в то время: бомбы, ядра разной массы и калибра, книппели гранаты и картечь. А ведь для частных заводов это было в новинку.

Но полдела изготовить, нужно еще доставить эти многотонные грузы. Именно переправа оружия была самым слабым звеном, потому что занимала долгие месяцы, возможна была только в теплое время года и слишком дорого обходилась. Со всех заводов тогда везли лошадьми на речные пристани уральские пушки и снаряды. На реках массово сооружались коломенки и прочие суда, необходимые для сплава боеприпасов и снаряжения, которые доставлялись в Петербург, Астрахань, Царицын и Калугу.

Война подстегнула инженерную мысль уральских мастеров. На нескольких заводах самостоятельно придумали новые машины полирования артиллерийских снарядов. Выпуск оружия ускорился. В это же время мастеровой Яков Зотин на том самом Верх-Исетском заводе, на котором трудились белоярцы, изобрел оригинальную железную пушку, которая легко разбиралась на части так, что солдаты могли пронести ее на руках через горы и болота без лошадей. В то время для транспортировки одной пушки требовалось несколько лошадей, так что новая пушка Зотина действительно была огромным шагом вперед. Кроме того, уральских мастеровых отправляли на другие заводы страны, как бы сейчас сказали, для обмена опытом.

 

«Уж постоим мы головою за родину свою!»

Эти слова, принадлежащие Лермонтову, могли, наверное, сказать все наши прадеды, участвовавшие в Отечественной войне.

В опорном крае державы сформировали несколько полков, в том числе и Екатеринбургский пехотный полк, который и вписал летопись войны 1812-1814 годов одну из самых ярких страниц. Вероятно, в этом полку служили и белоярцы.

О том, как воевали уральцы, земляки узнавали из списков с Журнала военных действий, сообщает книга «Урал в Отечественной войне 1812 года». Эти списки составлялись в главной квартире главнокомандующего армиями генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, а потом рассылались во все города и веси. Наш Екатеринбургский полк, которым командовал ученик Суворова генерал-майор Гурьянов, входил в состав Четвертого пехотного корпуса Первой армии Барклая де Толли.

Одно из сообщений гласило, что 13 июля по старому стилю 1812 года екатеринбуржцы выдержали под Островной мощный удар конных масс неприятеля. Вместе с другими частями отбивали атаки превосходящих сил противника у Валутиной горы. В битве под Бородино вместе с Уфимским полком стояли сначала у ставки Кутузова, затем участвовали в решающей схватке у кургана Раевского.

В Бородинском сражении принял участие также полк ополчения, сформированный Николаем Никитичем Демидовым, удостоившийся благодарности самого Кутузова.

Один из наполеоновских офицеров так вспоминал бой с ополченцами: «И вдруг высокий лес ожил и завыл бурею. Семь тысяч русских бород высыпало из засады. Со страшным криком, с самодельными пиками, с домашними топорами они кидаются на неприятеля, как в чащу леса, и рубят людей, как дрова…»

В начале января 1813 года Урал узнал о разгроме Наполеона и изгнании его из России. 18 (30) марта 1814 года русскими войсками был взят Париж. В этих боях отличился и Екатеринбургский пехотный наш полк, штурмовавший Монмартр. За что получил право украсить свое знамя словами: «За отличие в 1814 году против французов». В память о славных боевых делах в полку хранилась серебряная труба, на которой была выгравирована надпись: «За взятие Монмартра 30 марта 1814 года». На георгиевских и андреевских лентах засверкали на груди солдат медали со словами: «За взятие Парижа».

Интересно, что в Белоярском районе есть свой памятник в честь победы над Наполеоном – храм Вознесения Господня в Большебрусянском. Об этом писал Виктор Кочнев, директор Большебрусянского историко-краеведческого музея. И хотя заложен храм был задолго до начала Отечественной войны, закончен уже позже её окончания. Видимо, поэтому и получил такое посвящение.

Е. КОЛЬЦОВА.