По Белоярскому району проходят сразу две крупные железнодорожные магистрали. Они сыграли в судьбе нашего края, да всей страны немалую роль. Первая стальная дорога Екатеринбург-Тюмень, связывающая Урал и Сибирь, имела совсем непростую судьбу, и рельсы её могли проложить совершенно по другим местам.
К середине XIX века железнодорожная сеть России постепенно расширялась. Но Урал, считавшийся родиной железных дорог России благодаря изобретению крестьянами Черепановыми в 1834 году первого паровоза и чугунной дороги для него, где в 1860 г. производили 71% чугуна всей России, 78% железа и 89% меди, все еще оставался без железных магистралей. Продукция уральских горных заводов из-за высоких транспортных расходов не выдерживала конкуренции. Это была одна из главных причин кризиса уральской промышленности. Кроме того, Сибирский тракт, являясь единственной дорогой, связывающей Сибирь и Россию, не справлялся с решением новых задач. Гужевой транспорт стал слишком медленным и затратным. Необходимость в строительстве новых железных дорог росла с каждым годом.
Первый проект уральской железной дороги появился в 1861 г. Его автором был В. К. Рашет – управляющий нижнетагильскими заводами Демидова. Он предложил провести дорогу через главнейшие горные округа Среднего Урала: от Перми через округа Пермский казенный, Кыновский завод графа Строганова, Гороблагодатский казенный, Тагильский Демидова, Алапаевский, город Ирбит и до Тюмени. Но купцам и промышленникам не нужны были горные заводы, им нужна была дорога в Сибирь. Согласования и споры продолжались несколько лет. В конце концов, решено было построить две дороги: транзитную и горнозаводскую.
По утвержденным в 1873 году самим императором техническим условиям, станции новой железной дороги должны строили вблизи населенных пункты, расстояние между ними не должно было превосходить 18 верст. Прокладывались сразу два пути встречного направления. 27 февраля 1878 года от Перми до Екатеринбурга прошел первый рабочий поезд, 14 октября этого же года по ней открылось регулярное движение.
Постройка железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени была разрешена лишь 4 марта 1883 года, и сразу же началось её строительство. Надо заметить, что немалую роль в том, что она прошла по этим землям, сыграл чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел полковник Евгений Богданович. Впоследствии его именем назовут даже маленькую станцию около деревни Оверино, которая превратиться в большой город.
«Для руководства работами в Екатеринбурге было организовано временное управление строительством, начальником которого был назначен инженер Гетте, ранее участвовавший в строительстве Уральской горнозаводской дороги, заместителем — инженер Альбрехт, – рассказывал в одной из своих книг Владислав Коптелов, хранитель музея боевой и трудовой славы Тюменского отделения СвЖД, пишет газета «Тюменский курьер». — Вся линия от Екатеринбурга была разделена на пять строительных участков. Строительство велось подрядным способом, т.е. работы сдавались частным предпринимателям под залог. Основные работы по дороге были закончены к осени 1885 года».
Тысячи человек были задействованы на строительстве дороги. Многие работы производились вручную. Использовались самые простые орудия труда – топор, пила, лопата, кайло и тачка. Строителям приходилось пробиваться через обширные леса, множество топких болот, возводить надежные мосты через реки.
Известно, что рельсы для дороги делались на Нижне-Салдинском заводе Демидова.
При строительстве станций особое внимание обращалось на создание жилищно-бытовых условий работникам дороги. На каждой разбивался парк-сад площадью, в котором была крытая веранда-эстрада и даже площадка для танцев. После сдачи в эксплуатацию на крытых перронах по выходным играли духовые оркестры. Сами станции получали названия от имен сел, деревень и городов. Так были построены первые в нашем районе станции – Баженово и Косулино.
На всем протяжении дороги через каждые две-три версты устанавливались сторожевые будки. Сторожа охраняли пути от посторонних людей, ежедневно два-три раза они проверяли путь на своем участке за час до прохода пассажирского поезда. При приеме на работу будущих сторожей проверяли на благонадежность. Кроме того, на каждой станции служил один жандарм, обычно унтер-офицерского звания, с предоставлением ему казенной квартиры.
5 декабря 1885 года прошло официальное открытие железной дороги Екатеринбург-Тюмень. Это была первая стальная магистраль в Сибирь, но лишь малая часть грандиозной дороги, объединившей всю страну. 19 марта 1891 года во Владивостоке цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, собственноручно отвез тачку с землей для основания железной дороги и заложил первый камень в фундамент будущего вокзала Транссибирской магистрали. Дорогу закончат к 1916 году.
Вторую железную дорогу, проходящую через Белоярский район, от Екатеринбурга до Каменска-Уральского построят только в 1932 году, но это уже другая история.
Е. КОЛЬЦОВА, с использованием материалов Белоярского краеведа А. Коровина, svzd.rzd.ru, studfiles.ru и газеты «Тюменский курьер».