а также к совершенствованию сельскохозяйственного производства создается импортозамещением. Свое мнение обосновывает генеральный директор агрокомбината «Белореченский» Виталий Дунин.
— Неужели из западных санкций можно извлечь выгоды?
В.А.ДУНИН: От прекращения поставок польского, голландского картофеля наши производители только выигрывают. Уральский регион мы полностью обеспечим картофелем и овощами. Уже сегодня есть встречные поставки: наши хозяйства вывозят продукцию за пределы области, а Курган, Пермь, Тюмень завозят овощи и картофель к нам. Растет конкуренция, но она добросовестная и становится интересно улучшать качество и увеличивать объемы производства. А когда из Европы приходит демпинговый товар – с ним, конечно, конкурировать сложно. При тех же затратах на производство, они получают субсидий на порядок больше.
— А чего ж мы раньше-то не догадывались «закрыть границу на замок»?
— Ключевой вопрос – производство качественных семян. В 90-е годы мы решили, что входим в мировую экономику и практически отказались от развития собственного семеноводства. Сегодня от него остались, что называется «рожки да ножки». Тот же «УралНИИСХОЗ» производит хорошие семена и селекцией занимается, семеноводством, но в небольших масштабах. Агропромышленному комбинату «Белореченский» недостаточно тех объемов и поэтому мы ежегодно закупаем за рубежом 500-700 тонн семян элиты, суперэлиты. Для того чтобы получить для себя продовольственный товар, вырастить семена для наших партнеров по нашему Уральскому федеральному округу. И для тех, кто ждёт наш семенной материал в Астрахани, в Краснодаре, в Ростовской области. Сибирский регион хорошо начал покупать наши семена.
— Так все дело в наращивании объёмов производства семян?
— На качественно новом уровне. По нашей инициативе зарегистрирована новая компания, ЗАО «Селекционно-семеноводческий центр «Уральский картофель». Учредителей трое – это ЗАО агропромышленный комбинат «Белореченский», крупное фермерское хозяйство ООО «Картофель» и научно-исследовательский институт «УралНИИСХОЗ». Каждый будет заниматься своим делом, объединяются три вида деятельности. Это учёные, занятые селекцией, семеноводством, то есть, обеспечивающие научную подоплеку проекта, и базовые сельхозпредприятия, где будут размножаться новые сорта и сорта оздоровленные.
Прежде чем запустить проект, изучили аналоги в Европе, Белоруссии и Казахстане. В Китае посмотрели, как занимаются семеноводством картофеля, Что-то напрямую переняли, что-то модернизировали, и сформировалась модель, которая наиболее оптимальна для нас.
— Какое-то материальное воплощение проект уже имеет?
— Сейчас строится лаборатория микроколонарного размножения, там 400 квадратных метров. Дальше будут возводиться лаборатория диагностики, комплекс теплиц, и хранилище на десять тысяч тонн продукции. Правительство Свердловской области эту программу поддержало, финансирует до 30 процентов стоимости объекта, и федерация 20 процентов.
— А половина денег ваши?
— Пятьдесят процентов собственные ресурсы.
— Сроки?
— Реализация проекта рассчитана на четыре года. Объём инвестиций порядка 400 миллионов рублей. Понятно, что за год не освоить, но будут привлекаться кредитные деньги, это тоже, по сути, собственные ресурсы. Их же потом возвращать надо. Другое дело, что объект заработает, и с выручки можно будет отдавать. Мы сейчас ищем на севере Свердловской области территории, где бы можно выращивать первое семенное поколение. Технология такова – сначала выращивается пробирка, потом в теплицах выращиваются мини-клубни, они поехали в первое полевое поколение, потом первое полевое поколение превращается в супер-элиту, потом появляется элита,
— В масштабах области насколько вы сможете обеспечить потребность в элитных семенах?
— Обеспечивали же раньше себя. Была система опытно-производственных хозяйств. Даже вот в Белоярском районе было семеноводческое хозяйство – учхоз «Уралец», где выращивались семена картофеля, зерновых культур. Хотя, разумеется, те технологии на фоне тех, которые мы сейчас осваиваем, выглядят несколько архаично.
— Виталий Александрович, что больше всего сейчас беспокоит Вас при создании «Селекционно-семеноводческого центра «Уральский картофель»?
— В этом году в связи с финансовыми трудностями, нет инвестиционных кредитов, которые компенсируются. Брать-то деньги в банке — пожалуйста, но до этого года ставку Центробанка нам компенсировали. Сейчас этого нет, поэтому с модернизацией оборудования есть сложности. Обнадёживает, правда, то, что в области работает программа строительства холодильников. Кто холодильным оборудованием оснащает овощехранилища – там до 50 процентов поддержка областного бюджета. Купил за 10 миллионов – пять тебе вернули. Губернатор и министерство сельского хозяйства увидели эту проблему, и каждый год этот вопрос постепенно решается.
— И последний, по своему логичный вопрос: совсем не исключено, что санкции когда-то будут отменены. Снова в Европу поедете?
— Никто не отменял такого понятия, как продовольственная безопасность. Позволю себе такой каламбур – своё для своих делать во всех смыслах и приятнее и правильнее. И опыт уникальный накапливается в совершенствовании производства.
Беседовал Владимир Зыков.