На краю света: в объятьях якутских морозов

Примерно такая Якутия встретила молодую учительницу, приехавшую по распределению в середине 1950-х годов.

Отметила 80-летний юбилей одна из самых замечательных педагогов Белоярского района – Вероника Николаевна Матвеева. Она посвятила работе с детьми более 50 лет жизни. Многие в п. Белоярском знают её как добрую и заботливую воспитательницу, другие помнят, какие интересные и разнообразные уроки ручного труда она давала в школе. А сама Вероника Николаевна больше всего любит вспоминать о пяти годах своей жизни в суровой Якутии. Она туда попала в 18 лет по распределению после окончания педагогического училища в её родном городе Угличе.

«В Якутии 37 градусов мороза – это тепло. Примерно, как у нас 10-15 градусов ниже нуля», – первое, что сказала Вероника Николаевна об этом необычном, в чем-то немного сказочном для нас крае с ледяными деревьями, огромными небесами, наполненными северным сиянием, алмазными недрами и полярными днями и ночами.

В 1955 году учить детей молодой учительнице пришлось в небольшом по нашим меркам поселении в Верхне-Вилюйском районе, но достаточно крупном по якутским. Я где-то слышала, что в Якутии, при школах есть интернаты для детей из отдаленных деревень. Но при школе, в которой работала Вероника Николаевна, в то время такого интерната не было. Преподавать ей пришлось русский язык в начальных классах.

Помогали освоиться молодой учительнице в новом климате сами якуты. Они шили верхнюю одежду для всех приезжавших к ним с Большой земли специалистов, потому что в другой одежде здесь было не выжить. Торбаса – это обувь из шкур оленей, тулуп, беличья шапка выручали в самые лютые морозы и беспощадные ветра.

Вероника Николаевна долго приспосабливалась к местным особенностям: она выучила многие слова на якутском языке, многие из которых помнит до сих пор, пробовала новые блюда, привыкла каждый день растапливать снег – так добывали в тех краях питьевую воду. Когда она только приехала, её сразу позвали на покос. Заготавливали сено для коров и лошадей всем селением. Для девушки из города уборка сена была в новинку.

Живя в Якутии, волей-неволей пришлось молодой учительнице научиться ездить на лошадях. Расстояния там большие, но ездить было нужно, хоть и нечасто.

«Лошади там невысокие, поэтому было не так страшно на них забираться. Когда я ещё не умела ездить, меня посадили на лошадь и дали двух провожатых, которые поехали вперед. Через какое-то время лошадь моя, видимо, устала, решила немного отдохнуть и легла на землю. А я немного побаивалась её, трогать не стала и устроилась у её теплого живота. Так мы и сидели. А мои провожатые спохватились, испугались за меня, вернулись и начали смеяться над нами с лошадью», – рассказывает, улыбаясь воспоминаниям, Вероника Николаевна.

Девушке путешествовать приходилось не так уж часто, но когда это случалось, ездила она почти без опаски, потому что вдоль дорог там стояли жилища якутов, в которые любой путник спокойно мог зайти, посидеть у всегда растопленного очага и попросить чем-нибудь подкрепиться. Причем совершенно бесплатно. Такая вот взаимовыручка и гостеприимство царили в тех морозных краях.

Жила Вероника Николаевна вместе с веселой соседкой Тамарой, молодым фельдшером-акушером. Девушки сразу подружились. Ходили вместе в лес за грибами и ягодами, которые почему-то местные жители не собирали, а потом делали разные вкусности. Чтобы хоть немного разнообразить свой досуг, выступали вместе с молодым человеком Володей в местном клубе с самодеятельными творческими номерами. Особый успех у публики имели почему-то их веселые частушки.

В Якутии люди в те времена почти не выращивали овощи. Лето не позволяло. Родители, зная об этом, отправляли дочери посылки с овощами. Однажды Вероника Николаевна подарила большую луковицу, присланную мамой, своей соседке, и та была готова просто расцеловать учительницу за такой подарок и вручила в ответ молоко и сметану.

Кроме всего прочего Якутия подарила Веронике Николаевне любовь всей её жизни – Николая Павловича Матвеева. Он тогда был директором школы, в которую волею судеб попала и она. Это был очень умный, честный, серьезный и порядочный молодой человек. Они вскоре поженились. У них получилась хорошая дружная семья, в которой вскоре родился сын Сережа. А затем Вероника Николаевна с мужем уехали из Якутии, оставив позади крылатую молодость и беззаботность.

А дальше были учеба мужа в Свердловском юридическом институте, его служба следователем в милиции Белоярского района и её работа в детском садике «Василек». Вместе они подарили жизнь дочке Светочке. А потом пришло испытание – смерть любимого мужа. Долго пришлось справляться с этим горем. Помогли работа и дети, которых нужно было ставить на ноги, дать образование. Потом она устроилась в Белоярскую первую школу учителем ручного труда в начальных классах.

Сейчас Вероника Николаевна на заслуженном отдыхе. К сожалению, здоровье у неё уже не то. Зрение совсем подвело. Но её всячески поддерживают друзья и родные. И она им очень за это благодарна.

Е. УСОЛЬЦЕВА.