Как село Бруснятское стало родиной парты

Фото с сайта ibusiness.ru.

Много ли вы знаете предметов мебели, которые могли бы похвастаться точной датой их изобретения? В этом отношении повезло школьной парте. Ровно 130 лет назад первые ученики опробовали новенькие парты. А было это не где-нибудь, а прямо у нас в Белоярском районе, а точнее в селе Бруснятском.

Те из нас, кто учился в школе до середины 90-х, еще помнят парту с наклонной столешницей, откидывающимися крышками и ящиком для учебников, соединенную со скамейкой. Я, например, именно за такой сидела в начальных классах. И была она действительно очень удобной. Парта для меня была непременным атрибутом школы. Мне тогда казалось, как школу придумали, так сразу и парта появилась. Но оказывается это не так.

Зачем понадобилась парта?

В школах древности никаких особых парт и столов ученикам не полагалось. Они писали на покрытой воском дощечке, пристраивая ее у себя на коленях. В Средневековье и более поздние времена все ученики усаживались за один общий стол. До середины XIX века дети в школах сидели на неудобных скамьях или на стульях за самыми обычными столами. От постоянного сидения осанка и зрение детей портились. Врачи обратили на это внимание, и в 1870 году офтальмолог, основоположник отечественной науки о гигиене Федор Эрисман создал первую в мире школьную парту – комбинацию из стула, соединенного со столом с наклонной столешницей и подставкой для ног. Читать и писать за ней было в разы удобнее, так как наклон столешницы был точно выверен ученым. Благодаря этому спины детей находились в большей безопасности от сколиоза и сутулости. Но парта Эрисмана оказалась очень дорогой: её делали почему-то только из дуба, что было очень дорого. К тому же она была одноместная, и от этого в классах парты занимали достаточно много места.

Как бывший народоволец парту усовершенствовал

Мучил вопрос усовершенствования школьной мебели и одного учителя в уральской глубинке. Это был Петр Феоктистович Коротков. В молодости его, еще студента Петербургского университета, сослали в эти края за участие в партии «Земля и воля». Бог знает, как он оказался в селе Бруснятском, но именно там, работая в местной земской школе, он изобрел то лекало, по которому стали делать школьную мебель следующие сто лет.

Учитель Коротков взял за основу парту Эрисмана и придумал к ней массу улучшений. Его парты стали двухместными — так они занимали меньше пространства в тесных классах. Чтобы детям было удобнее вставать из-за стола, сделал часть столешницы откидной. Поскольку в деревенских классах у учеников не было собственных шкафчиков, Коротков заодно решил прикрутить к парте боковые крючки для портфелей, приделать под столом полочки для учебников, а на столешнице сделать углубления для перьев и для чернильницы. Ох и мучились же до этого ученики с этими чернилами, которые постоянно так и норовили от каждого неосторожного движения разлиться и испачкать столешницу и одежду ребят.

Так парты стали дешевле и легче. Проект сельского учителя  завоевал серебряную медаль на Сибирско-Уральской промышленной выставке летом в 1887 году. И именно эту дату считают у нас годом рождения парты.

Известность помогла Петру Короткову продвинуть идею постройки в селе Бруснятском новой школы взамен старой, которая была тесной и ветхой. Деревянное здание длиной 17 метров построили в 1888 году за 864 рубля и 10 копеек. Интересно, что Петр Коротков так и не вернулся в Петербург, из которого был сослан, и всю жизнь учил деревенских ребят грамоте. Как пишет белоярский краевед Аркадий Коровин, 13 лет Петр Коротков работал в Бруснятской школе, 7 лет – в Кунгурской земской школе Кисловской волости (ныне Каменский район). И там благодаря ему тоже построили новое здание земской школы. Умер Петр Феоктистович 26 января 1907 года, прослужив учителем 25 лет.

***

Сейчас в школах уже и не встретишь парты, несущие в себе идеи изобретателей Короткова и Эрисмана. Их заменили более практичные, и почти ничем не отличающиеся от обычных столы и стулья. В Бруснятской школе еще стоят старые советские парты, сделанные по чертежам Короткова, но ими уже никто не пользуется.

Е. УСОЛЬЦЕВА, с использованием материалов сайта Бруснятской СОШ №6.

Это интересно

До середины XIX века больших школьных досок, которые висели бы на стене перед всеми детьми, в российских школах не было. Зато у каждого ученика была собственная маленькая доска, называвшаяся аспидной или грифельной. Соединить несколько таких досок в одну большую и закрепить их на стене впервые догадался в начале XIX века Джеймс Пилланс, директор одной из шотландских школ. Изобретение быстро оценили во всем мире, и оно появилось во всех классах планеты.