В преддверии праздника постучались мы в двери башкирской семьи Сафиных в поселке Белореченском. Нашей просьбе, рассказать о своих семейных обычаях и традициях они немного удивились, но согласились.
– Башкиры уже много веков живут на Урале. Наш народ славится трудолюбием, бережным отношением к земле. Мы исповедуем ислам. Сама я не слишком много молюсь. Всё больше моя мама – Райфа Фатиховна, – говорит Зимфера Маликовна. Мы вместе с ней и её мамой сидим в гостиной. Райфа Фатиховна по-русски понимает, но говорит мало, иногда она дополняет рассказ дочери на башкирском языке, что-то подсказывает.
Рассказ о семейных традициях Зимфера Маликовна начинает с того, как раньше создавали у них семьи:
– Девушки во времена моей молодости собирались друг у друга в гостях, рукодельничали. Семьи тогда у всех были большие, многодетные. У каждой подружки были неженатые родственники, которые присматривались к девушкам, наблюдали какое-то время, немного общались. А потом парни к понравившимся девушкам присылали сватов и назначали свадьбы. В жены брали только башкирок. Раньше не приняты были смешанные межнациональные браки.
– Когда в деревне в какой-то семье праздновали свадьбу, то приглашались все родственники и соседи, – продолжает Зимфера Маликовна. – К тому же каждый из соседей раньше старался пригласить свадьбу к себе домой. Башкиры считали за честь и радость принимать её у себя. Бывало в нашей деревне Фанге в Башкортостане на границе с Пермской областью, откуда мы приехали, целые очереди выстраивались: сначала у одних в доме отметим, потом к другим перейдём.
Когда в башкирской семье рождался ребенок, в честь этого устраивался праздник. Приходили соседи, родственники, приносили подарки. Имя ребенку давал мулла во время обряда, прошептав его ему на ухо.
Зимфера Маликовна предлагает попить чай, приглашает за стол, стараясь угостить самым вкусным, что есть в доме. Так испокон веков принято у башкир, объясняет она.
– Гость для нас – посланник Бога, проявление неуважения к нему – немыслимо, – говорит хозяйка дома. Потом она рассказывает, что у её народа очень почитают старших, которые стараются подавать пример для подражания детям и внукам. Между детьми то же самое: младшие всегда слушались старших, а те проявляли заботу о них.
Когда чай закончился, Зимфера Маликовна читает короткую молитву и набрасывает на стол накидку. А потом рассказывает о башкирских праздниках. Например, Науруз – древний праздник весеннего равноденствия, почти как Новый год. Перед ним нужно покаяться в грехах, примириться со всеми, простить долги, привести в порядок и украсить дом. Сам праздник начинается затемно. Вся семья собирается за праздничным ужином.
Если Науруз отмечается до посевной, то Сабантуй – после неё, на нем чествуют пахарей и животноводов. Он, кстати, уже знаком белоярцам. Потом, если после посевной долго нет дождей, вся деревня собирается около реки или озера. Каждый что-то с собой несет: одни – казаны, другие – крупу, масло и дрова. На берегу в казанах готовится каша, которая всем раздается, и съесть её нужно, обязательно встав в воду. И после этого, по словам Зимферы Маликовны, всегда приходят дожди. Когда урожай весь убран, устраивается Сумбеля – праздник урожая. А зимой проводят большой семейный праздник, на который съезжаются все близкие и дальние родственники. Праздник длится 3 дня, причем без спиртного, которое запрещено их религией. На следующий год всю родню принимает кто-то другой, и каждый соревнуется в гостеприимстве и щедрости. Это, конечно, дорого, поэтому сейчас такое не все устраивают. Но, когда Зимфера Сафина была маленькая, она бывала на таком празднике.
Провожая нас, гостеприимная хозяйка говорила, что у башкир ещё много интересных малоизвестных обычаев и традиций. Но о них мы расскажем как-нибудь в другой раз.
Е. УСОЛЬЦЕВА.